Дворкина Марина Давидовна
14.12.2014
Жизнь замечательных людей
488
0
Вл@димирЪ

Беседа заведующего международным отделом журнала RELGA Евгения Смотрицкого с руководителем школы ART plus в немецком городе Кайзерслаутерне художницей Мариной Дворкиной по поводу проходящей там художественной выставки. 

 

Е.С. Да простят меня читатели, но не могу определиться с жанром публикации. Репортаж? Интервью? Очерк? Статья?... Я не знаю, как лучше сформулировать саму тему: эмиграция, творчество, личность, а может творческая личность в эмиграции? Словом – я не знаю. А Вы, уважаемые, если продолжите чтение дальше, или  сами разберётесь, или просто оставите в стороне эти формальности и профессиональные тонкости. 

С 18 июля по 28 сентября 2012 г. в немецком городе Кайзерслаутерне проходит художественная выставка. На стенах представлены акварели учеников маленькой художественной школы для взрослых ART plus. Но в центре события – конечно же человек. Организатором и вдохновителем, я бы даже сказал пассионарием события, является Марина Давидовна Дворкина - дипломированный дизайнер по текстилю, окончила художественное училище и затем Текстильный университет в Москве, постоянная участница выставок. Но это – сухие анкетные данные. Я не боюсь добавить: Учитель, художник, писатель – по призванию. И, как ни странно для человека такого творческого склада, – хороший организатор, ибо художественные школы сами не открываются, да и выставки с неба не падают. Нужно найти помещение, уговорить владельца предоставить его на каких-то условиях на какой-то срок, нужно организовать вернисаж и презентацию, ну и конечно же нарисовать картины. Впрочем, предоставим  слово пассионарию события.

 

М.Д. В нашей школе - большая радость: открытие первой выставки в помещении местной клиники! Это серьезный результат моей работы за два года со дня официального открытия школы. Выставлено 42 работы шести моих учениц и мои. Людей на открытии было мало - человек 30, хотя приглашения разослали в ратушу, во все ведомства и медийные инстанции. Конечно, середина рабочего дня в середине лета, но я надеялась, что мои ученики немного искупаются в лучах славы. Теперь жду публикации в газете, повешу на стенку в школе для воодушевления.

 

Нажмите, чтобы увеличить.

 

Знакомы мы с Мариной Давидовной уже 10 лет. Я читал многие её повести и рассказы и ценю её как писателя очень высоко. Картины её раньше я тоже видел. Но выставка – повод поговорить и задать ряд вопросов, что я и сделал.

 

Е.С.  Марина Давидовна, у Вас прекрасная проза, но последние годы Вы окунулись в мир акварели. Выставка – результат, но как Вы к нему шли?

 

М.Д. В сомненьях и поисках. Мои подруги и я - 5 женщин творческих профессий - после нескольких лет эмиграции и поисков хоть какой-то достойной работы, открыли в декабре 2010 года русский дом культуры ART plus, в котором занимается русский хор и кружки различных направлений. В том числе, акварельная школа для взрослых. Мы все имели опыт преподавания, и наполняемость групп сегодня показывает, что дело мы затеяли полезное и нужное.

 

Е.С. Марина Давидовна, у Вас прекрасное советское образование, Вы воспитаны на традициях русской художественной школы. И Вы уже много лет живёте в Германии, общаетесь с коллегами, знакомитесь с их принципами и методами работы. Могли бы Вы кратко сравнить «их» и «наши» методы?

 

М.Д. Могу попытаться. В целом, отличается методика преподавания и взгляды на хобби и самореализацию. Западный стиль образования художников - выразить себя по-особому, правил нет, и для учителя не важны дидактика, контроль и педагогика; советский стиль образования: приверженность школе, масса правил без учебников, упорная отработка навыков до совершенства, скрытые смыслы и сверхзадачи. Очень отличается отношение к учителю. Для наших людей учитель – это самоотверженность, служение благородному делу, источник знаний, а для здешних – человек, которому платят деньги за то, чтобы приятно провести время.

 

Е.С. Правильно или нет, но у меня возникла мысль, что на Западе главное – культивирование индивидуальности, а в русской культуре – приобщение к традиции и посвящение в эгрегор, если можно так сказать… Вот у меня ещё один вопрос, вернее, хочу задать вопрос Достоевского. Не ручаюсь за точность цитаты, но смысл вопроса таков: каждый человек озабочен поиском хлеба насущного, но что ты будешь делать, когда наешься? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

 

М.Д. Акварель - это страсть, это вечное соревнование, это любовь к чудесам. Поэтому сегодня мой ответ – акварель! Мир, где ничего не взрывается и не умирает. Хотя безусловно, со времен Сурикова и Брюллова акварель очень изменилась. Каждых год промышленность изобретает новые краски, виды бумаги, приспособления,  облегчающие жизнь художника-акварелиста. 

 

Е.С. У Вас есть девиз, кредо?

 

М.Д. "Кто, если не я?" Кому супы варить, кому школы открывать; люблю первое, но надо делать второе. 

 

Е.С. Я задавал вопросы и чувствовал, что пытаюсь втиснуть Художника в прокрустово ложе своих дилетантских представлений. Поэтому я мягко спросил, что она ещё хочет добавить, и Марина Давидовна начала взахлёб рассказывает о своей работе, учениках, творчестве, о Жизни. Слушайте!

 

М.Д. Я изобрела свой собственный метод "заманивая" в акварель новичков, которые переступают порог нашей школы. Сначала я рассказываю вкратце о кистях и красках на примере своих, потом даю им кальку с готовым рисунком, развожу три краски на палитре и показываю пару основных приемов. Это задание вроде детской раскраски, но получается маленькая симпатичная картинка, и они, довольные, несут ее домой, разуверившиеся в своей неталантливости (многие ученики приходят с убеждением, что они рисовать не могли и теперь не смогут, что таланта нет, а многие - что они уже умеют, и теперь будут без учебы выдавать картину за картиной). В следующих заданиях сложность незаметно увеличивается, и возможны разочарования, но акварель, причудливо расплывающаяся по мокрой бумаге, посыпанная солью, закапанная спиртом, это такой чудо-фокус, такое химическое волшебство, созданное доступными средствами, что неудача забывается, а память о чудесах остается. Так хитро и коварно я не даю новичкам бросить. Постепенно они начинают понимать то, что мы постоянно обсуждаем с другими учениками (некоторые рисуют со мной 5-6 лет. Хотя официально школе 2 года, раньше мы рисовали в Volkshochschule (учреждение для обучения и повышения квалификации  взрослых людей), ZMO (организация русско-немецкой дружбы) и просто у кого-нибудь на дому). Я настойчиво сгоняю время от времени сидящих со стульев, чтобы они взглянули на свою работу издали, свежим взглядом и послушали мнение остальных. Эти разговоры о композиции, о равновесии, о доминанте, о планах перспективы, о контрастах, о теории цвета на практике, раскрывают для новичков основные принципы, и они с удивлением постигают, что живопись - это некий синтез знаний, умений и интуиции. Я всегда спрашиваю, как им нравится чья-то работа, прошу высказаться, и если автор работы и другие ученики согласны с мнением новичка - это значит, коллектив его принял как своего, такого же «повернутого»  на рисовании, как остальные. После 5-8 занятий с упражнениями на отработку различных акварельных техник, ученик в зависимости от успеха в каком-то упражнении, получает задачу копировать чью-то акварель: он уже сам делает на кальке набросок или пользуется готовой калькой. Поскольку ко мне приходят люди заниматься живописью, а основа живописи - рисунок, основ которых они также не знают, понятно, что за пару уроков всему не научить и не научиться. И моя помощь, помощь других учеников, готовая калька - это те "перила", которые приведут ученика к формулировке мысли: чтобы сделать то, что хочется, надо научиться немного рисовать.  Тогда я рассказываю об основных геометрических фигурах как основе изображения и ставлю муляжи или живые фрукты для рисования, а затем натюрморт. Важно, чтобы все постановки выглядели красиво и гармонично (никаких полуразбитых горшков и драных драпировок, как было в нашей юности!), чтобы эту красоту ОЧЕНЬ хотелось бы нарисовать и повесить у себя в гнездышке - это второй стимул и мотиватор в моей «коварной» методике. 

Нажмите, чтобы увеличить.


      Наконец, приходит день, когда у ученика спрашивают, о чем он собственно мечтает и что хочет изобразить. Я выслушиваю и к следующему занятию распечатываю акварели известных современных мастеров, которые мы анализируем: как подана и раскрыта тема, какие технические приемы были выбраны, что удачно, что нравится, совпадает ли образ с лелеемым в душе у новичка. Когда всё это обсуждено, начинается сбор материала и маленькие пробы. Если такая работа проведена успешно вплоть до оформления своей акварели в рамку, я такому ученику нужна уже только для советов в самом начале процесса и помощи в трудных ситуациях: ученик уже понял алгоритм, уверенно действует на всех этапах, и я могу уделять основное время занятия следующему новичку или передохнуть. Каждое занятие иногда длится до 5-6 часов, так что от стола к столу, от мольберта к мольберту - получается много километров и много слов. Когда приходит сразу несколько новичков - это стресс, потому что каждому надо объяснять по-разному,  дежурными фразами тут не отделаться, кому-то достаточно журнал об акварели подсунуть, а кто-то «желтый+синий=зеленый» полгода выучить не может, рассказываю и показываю без злости в сто первый раз.  Вешаю таблицы и фотографии на стены.

В моем методе есть и сверхзадача: отвлекаю женщин от сериалов, от бесконечного стояния за плитой, и сама тоже отвлекаюсь. В эмиграции организация досуга весьма проблематична, потому что местные развлечения нам не очень подходят, и люди интуитивно заполняют свой день бытовыми делами и телевизором. Я считаю, что созидание – даже в виде маленькой картинки на стене – всегда лучше. Я за то, чтобы люди пели, танцевали, рисовали, играли спектакли, читали и всегда что-то изучали!

Кстати, я выписываю французский журнал по акварели, даже начала учить французский, но не очень всерьез. Хотя все интернациональные выставки и конкурсы акварели, ближайшие к нам, находятся во Франции и Бельгии, не теряю надежды постоянно в них участвовать. Мечтаю, чтобы мы с учениками вместе поучаствовали в таких конкурсах. Мне кажется, что сегодняшняя выставка наглядно показывает, что это возможно.  

 

Е.С. Я очень благодарен Вам, Марина Давидовна. Благодарен за творчество, атмосферу, которую Вы создаёте в Кайзерслаутерне и желаю Вам воплотить Ваши мечты в реальность. И да помогут Вам все: спонсоры, меценаты, власти и просто доброжелатели. 

           

Нажмите, чтобы увеличить.

Открытие выставки. Слева направо: Валентина Нюрнберг, Марина Дворкина, представитель клиники фрау Штрессербергер.

 

Нажмите, чтобы увеличить.

Общий вид: 18.07.2012. Выставка хорошо освещена сверху. Первые посетители. 

 

 

Нажмите, чтобы увеличить.

 

Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

 

Нажмите, чтобы увеличить.

 

Нажмите, чтобы увеличить.

 

Нажмите, чтобы увеличить.

 

Нажмите, чтобы увеличить.

 

Нажмите, чтобы увеличить.

 

Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

 

 

Дворкина Марина Давидовна окончила в 1991 Московский текстильный университет им. Косыгина, факультет прикладного искусства. В период с 1984 по 1992 участвовала в Москве в 5-ти выставках. В период 1992-2001 гг. - работа в московских театрах, музеях и домах творчества. В 1997 удостоена памятной медали "К 850-летию Москвы". После переезда в Германию в 2001 г. занимается литературной деятельностью, живописью и преподаванием живописи. В 2005 г. работала художником в витражной мастерской в г. Кайзерслаутерн. В период с 2006 по 2010 гг. участвовала в 4-х выставках в Кайзерслаутерне и вернисаже в Ратуше. В 2008-2010 гг. - доцент Volkshochschule Kaiserslautern, преподавала курс "Классическая и современная акварель", а после создания в 2010 г. центра русской культуры ART plus Kaiserslautern e.V. – руководитель Школы акварели. 

Страницы М.Дворкиной в Интернете: 
Художественные произведения М. Дворкиной на сайте ПРОЗА.РУ 
Школа акварели ART plus 
Обсуждение выставки 
Дневник Марины Дворкиной на сайте Демиарт 
Фотографии Kulturzentrum ART plus e.V.

 

 

 

Комментарии
avatar